В пятницу в московском офисе группы СОК, крупнейшего поставщика и партнера АвтоВАЗа, прошла выемка документов. Формальной причиной для этого стали два уголовных дела, возбужденных в процессе работы на АвтоВАЗе сотрудников МВД, ФСБ и Генпрокуратуры. По данным "Коммерсанта", целью оперативных действий является желание госструктур, к которым переходит контроль над АвтоВАЗом, вынудить СОК отказаться от кабального для завода контракта на поставки группой запчастей к вазовским автомобилям. Дилеры автозавода полагают, что первым итогом работы силовых структур станет дефицит автозапчастей.
В группе СОК действия правоохранительных органов пока называют "стандартной плановой проверкой". "В Самаре представители уполномоченных госслужб действительно посетили офис компании "СОК-Лада", – сообщил "Коммерсанту" вице-президент группы Алексей Офицеров.
В пятницу же в Тольятти прекратил работу офис ООО "Соло" – структуры СОКа, обладающей правом эксклюзивных поставок на вторичный рынок вазовских запчастей. По словам дилеров, за весь день не было заключено ни одной сделки, в то время как ежедневно их совершается несколько десятков. Если прекращение продаж запчастей – реакция СОКа на действия правоохранительных органов, то уже через неделю, по прогнозам дилеров, рынок начнет испытывать дефицит в деталях к "Ладам".
Компания СОК обеспечивает АвтоВАЗу до 50% поставок деталей на конвейер, контролирует сбыт автомобилей и запчастей. До недавнего времени представители СОКа занимали ряд ключевых руководящих постов на АвтоВАЗе. Крупнейшим бенефициаром группы является председатель ее совета директоров Юрий Качмазов. Противостояние между СОКом и госструктурами началось накануне отставки Владимира Каданникова с поста главы совета директоров АвтоВАЗа, о которой было объявлено 27 октября. По данным "Коммерсанта", летом между СОКом и господином Каданниковым была достигнута договоренность о приобретении группой 51% акций завода. Ситуация изменилась осенью, когда администрация президента приняла решение о передаче контроля над АвтоВАЗом госкомпании – ФГУП "Рособоронэкспорт".
Одним из препятствий для реализации этой стратегии могут стать обязательства АвтоВАЗа по контрактам с группой СОК – так, односторонний разрыв заводом только соглашения на сбыт запчастей предполагает штраф в размере 14 миллиардов рублей. Между тем продажа запчастей на вторичном рынке является потенциальным источником дохода для АвтоВАЗа (объем этого рынка оценивается в 35-40 миллиардов рублей в год). По словам Александра Агибалова, управляющего директора AG Capital (управляет миноритарным пакетом акций АвтоВАЗа), в России сборка автомобилей приносит прибыль на уровне 10%, а торговля запчастями – вдвое больше. Аналитики полагают, что возвращение этой деятельности под контроль АвтоВАЗа "положительно скажется на капитализации предприятия".
Скорее всего, в том числе и эта задача решается силовыми структурами, которые в последнее время активно проверяют автозавод. По данным "Коммерсанта", с начала декабря в Тольятти работает группа сотрудников управления по борьбе с преступлениями в автопромышленности департамента экономической безопасности МВД, а также сотрудники Генпрокуратуры и ФСБ. Как рассказали в УВД Тольятти, в основном проверяющих интересует бухгалтерия АвтоВАЗа и поставки металла, кроме того, проверяются все поставщики (не только СОК).
В СОКе считают, что новые владельцы АвтоВАЗа не смогут за короткое время выстроить эффективную систему продаж автомобилей и запчастей. "Чтобы система работала, нужны региональные склады и выстроенная сеть дистрибуторов,– заявил источник "Коммерсанту" в группе. – Если "Соло" уйдет, начнутся конфликты между посредниками, а коррупция, связанная с выделением квот, только усилится". Источник в МВД уточнил, что одна из задач проверяющих, направленных в Тольятти, – предотвратить криминальный передел, который может начаться с ослаблением позиций СОКа.
|