В ближайшем будущем запчасти будут поставляться исключительно в аттестованные сервисные центры. На днях директор по развитию дилерской сети ОАО «АвтоВАЗ» Александр Наметкин поручил своим заместителям Юрию Амелину и Сергею Шабанову «разработать пилотный проект» перехода на новую систему продажи запчастей.
Предполагается, что сначала через сервисные центры начнут реализовывать двигатели, коробки передач, элементы подвесной системы, детали, влияющие на безопасность автомобиля, а затем и вся остальная номенклатура. Сервисные центры начнут получать запчасти «без права реализации в розницу».
Еще лет пять назад переход на такую систему был для АвтоВАЗа невыполнимой задачей. Завод был не в состоянии контролировать десятки своих поставщиков как в России, так и за рубежом. Однако сейчас большая часть поставщиков Волжского автозавода сосредоточена в руках самарской ГК «СОК». И, кроме того, исключительные права на реализацию запчастей с завода в прошлом году получило ООО «Соло», аффилированое с СОКом. Нужно также отметить, что и многие менеджеры АвтоВАЗа, контролирующие отгрузку автомобилей и запчастей, – бывшие работники самарской компании. В их число входят, например, Юрий Амелин и Сергей Шабанов, которым и поручено разрабатывать новую систему реализации комплектующих. Если эту схему торговли запчастями удастся воплотить в жизнь, то ВАЗ вернет свою старую схему торговли запчастями, существовавшую в 70-80 годах. Тогда на территории завода был создан головной центр, который распространял запчасти в регионах через свою сервисную сеть СТО. Большая часть этой сервисной сети сохранилась до сих пор, и, вероятно, именно ее АвтоВАЗ и надеется использовать по прежнему назначению.
Этим шагом волжский автогигант надеется решить проблему контрафактных запчастей. По словам вице-президента по маркетингу, сбыту и техническому обслуживанию Владимира Кучая, АвтоВАЗу удается контролировать лишь 25% всех запчастей к автомобилям марки «Лада».
По словам одного из тольяттинских правоохранителей, на сегодняшний день более половины всех комплектующих, реализуемых в России, произведено нелегально. Все это может отразиться как на качестве, так и на безопасности автомобиля. Подпольные производства действуют в основном на российских машиностроительных заводах, однако частично комплектующие могут производиться и на самом ВАЗе. Эта версия возникла в ходе расследования ряда уголовных дел.
Так, в ходе расследования убийства одного из криминальных авторитетов всплыли кузова «девяносто девятой» модели, выпущенные на АвтоВАЗе, но не фигурирующие ни в одном из документов. В итоге завод так и не признал себя потерпевшим, и кузова пришлось вернуть владельцу.
Между тем, по оперативной информации правоохранительных органов, значительную часть как теневого, так и легального рынка автозапчастей для автомобилей «Лада» и «Нива» в Тольятти контролируют ОПГ Константина Шейкина и Шамиля Даниулова. Как отреагируют эти группировки на решительные шаги завода по искоренению рынка контрафактных запчастей – неизвестно. Нужно учитывать, что под угрозой окажется и легализованный бизнес ОПГ по продаже запчастей. Не исключено, что фирмы, которые контролируются Даниуловым и Шейкиным, также лишатся своих квот на отгрузку комплектующих с завода.
Между тем есть и немало скептиков, которые утверждают, что проект ВАЗа не состоится. В числе одной из причин называют антимонопольное законодательство, которое может нарушить Волжский автозавод, внедряя новую схему реализации комплектующих. Кроме того, автозавод может столкнуться с неготовностью собственной сбытовой сети к новым (старым) задачам. Так, заместитель директора ООО «Айрон», контролирующего около четверти всех автозапчастей, отгружаемых с Волжского автозавода, Алексей Шарыпов заявил, что у сервисной сети автозавода не хватит ни денег, ни опыта, для того чтобы справиться с этой задачей. На вопрос о том, что изменится с внедрением новой системы в жизнь в отношениях между «Айроном» и «Соло», Шарыпов ответил: «Да ничего не изменится, как покупали, так и будем покупать. Попытки наладить сбыт запчастей через фирменную вазовскую сеть уже были. Несколько лет назад комплектующие пытались продавать через сеть управлений региональных поставок, но существенный объем реализации управления так и не смогли на себя взять».
Газета «Хронограф» (27.09.04 №58)
|