28 Марта 2024 года, Четверг | Добавить в избранное | Сделать стартовой | TLTnews-Lite | English version

Тольятти-Новости


03.12.2004 09:54:13 «Ему тяжелый жребий пал»

Тольяттинский государственный университет выпустил сборник статей «Автомобильная промышленность на новом витке экономике России». Авторы изложили свои мысли по данной теме на примере возникновения и развития ОАО «АвтоВАЗ».

В сборнике представлены доклады председателя Совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимира Каданникова, доктора экономических наук, генерального директора ОАО «Народный фонд» (Москва) Петра Кацуры, главного инженера проектов НПП «Экоград» (Москва) Василия Правосуда, кандидата педагогических наук завкафедрой «Кадровый менеджмент» Александра Сарычева и кандидатов исторических наук, доцентов ТГУ Владимира Ямашева, Татьяны Адаевской и Надежды Румянцевой. Кроме того, приложением к сборнику является информация о социальной политике АвтоВАЗа, как составной части корпоративной системы управления.

Основная мысль, которую пытаются донести авторы, – тяжелый опыт АвтоВАЗа в борьбе за выживание как в условиях социалистического строя, так и в сложнейшей ситуации для всей страны на этапе перехода к рыночной экономике. Иллюстрацией этого служат слова Николая Некрасова, которые приводит в своем докладе Владимир Каданников: «Ему тяжелый жребий пал/ Но доли лучшей он не просит/ Он, как свои, на теле носит/ Все язвы родины своей.».

Действительно, в условиях социализма АвтоВАЗ столкнулся с проблемами, которые не позволяли ему развиваться на одном уровне с автопромом Европы и Запада. С одной стороны это «железный занавес», не дававший возможности развитию научно-технической деятельности. С другой, в условиях холодной войны руководство страны уделяло большее внимание наращиванию производства предприятий оборонно-промышленного комплекса, что не могло не сказаться на финансировании Волжского автогиганта.

Во время переходного периода завод столкнулся с еще более серьезными проблемами. Развал СССР «отрубил» друг от друга многие предприятия, из-за чего АвтоВАЗ потерял своих постоянных поставщиков. Кроме того, рыночная экономика диктовала и новые условия сбыта, система которого в рамках социалистического строя полностью отсутствовала. А полный отказ правительства от промышленных предприятий в 90-х годах ставил перед одним из крупнейших предприятий России самые сложные задачи. Фактически, признается в своем докладе господин Каданников, предприятия должны были проводить свое реформирование самостоятельно. Председатель Совета директоров называет самым тяжелым периодом 1992-1994 годы.

В сборнике представлено большое количество занимательных цифр. Конечно, большая часть из них связана как раз с неудавшимися экономическими реформами 90-х годов. Так, Владимир Ямашев приводит таблицу, из которой следует, что исходя из среднемесячной зарплаты и минимального потребительского бюджета в 1991 году потребитель мог накопить средства на покупку автомобиля в течение 38 месяцев. А уже к сентябрю 1996 года этот срок увеличился до 290 месяцев (24 года), что делало покупку транспортного средства практически невозможной. Он же приводит информацию, что стоимость самой популярной модели в то время ВАЗ-2106 с 1992 по 1997 годы возросла в 84 раза. Кроме того, ссылаясь на материалы годового отчета деятельности предприятия за 1995 год, господин Ямашев сообщает, что с 1994 по 1995 год задолженность по оплате труда на заводе выросла в 2,7 раза и составила 183 997 миллионов рублей.

А вот Владимир Каданников, постоянно указывая на необходимость поддержания автомобильной промышленности на государственном уровне, уверяет, что если умножить среднегодовое производство автомобилей на почти 40 лет работы предприятия получится около 100 миллиардов рублей (в «советском» исчислении) чистой прибыли для госказны. Указывая при этом, что стоимость основных фондов на момент запуска составляла немногим более 4 миллиардов рублей. По его сведениям, Волжский автозавод уже более чем в 17 раз окупил средства, вложенные в его строительство и первоначальное развитие. В целом, с учетом смежных предприятий, на АвтоВАЗ сейчас работает около 2 миллионов человек, что составляет более 2% трудоспособного населения России.

Но, несмотря на все казусы судьбы, крупнейшее предприятие области смогло преодолеть самые тяжелые для себя периоды и в настоящее время выходит на новый уровень производства, обслуживания и реализации своей продукции. В этом мнении сходятся все авторы статей. И все же самые интригующие перспективы руководство завода связывает с запуском нового семейства Lada Kalina, от успеха которого во многом будет зависеть будущее АвтоВАЗа.

Остается лишь согласиться с Владимиром Каданниковым, считающим, что с самого начала основной идеологией АвтоВАЗа являются «распахнутые навстречу перспективам паруса ладьи», выступающей символом и товарным знаком завода, и «многомиллионная армия автомобилестроителей, готовая помочь государству развернуть его собственные паруса». Не случайно во всех докладах ясно звучит призыв к государству о необходимости стимулировать развитие автомобильной промышленности (как финансово, так и законодательно), способствуя постепенному уходу от «сырьевой» экономики.

В целом в данной работе достаточно интересно описаны все стадии развития и проблемы, с которыми сталкивалось предприятие за свою многолетнюю историю. Создатели сборника вполне обоснованно считают, что он будет полезен специалистам, научным сотрудникам и студентам высших учебных заведений, которые «заинтересованы в позитивном исходе социально-экономических реформ России». Правда, найти этот заслуживающий внимание сборник будет, скорее всего, сложно, так его тираж составляет всего 250 экземпляров.

Никита Сухачев, пресс-служба TLTnews.ru



Лента новостей


06.07.2010 14:00:25 В ФиаБанке начала действовать новая кредитная программа "Кредит на двоих"


06.07.2010 13:45:43 Ребята Тольятти сфотографируют растения из Красной книги


06.07.2010 13:30:40 Неизвестный водитель сбил мужчину на газоне


06.07.2010 13:00:54 МТДЦ "ВЕГА" предлагает торгово-сервисные и офисные площади


06.07.2010 12:19:24 Тольяттинские мини-гольфисты попали во всероссийский рейтинг


06.07.2010 12:00:27 Сервис как приоритетное направление развития


06.07.2010 11:36:53 В Тольятти открываются выставки, посвященные дню семьи, любви и верности


06.07.2010 11:25:47 В трех ночных клубах Тольятти может повториться трагедия "Хромой лошади"


06.07.2010 11:00:15 Награда нашла героя


06.07.2010 10:46:29 В Тольятти два 20-летних водителя не поделили дорогу, устроив аварию


06.07.2010 10:00:22 Туристическая сим-карта в подарок!


06.07.2010 09:41:11 Бойцы без правил сойдутся на ринге в Тольятти


06.07.2010 08:10:02 Собираетесь выкупить земельный участок – сообщите в мэрию Тольятти


05.07.2010 19:50:40 Лето с экстримом


05.07.2010 18:42:44 С начала года в Тольятти произошло 232 пожара


05.07.2010 17:57:25 За последнюю неделю цены на жилье в Тольятти не упали


05.07.2010 17:48:17 ФиаБанк – победитель конкурса "Благотворитель года"


05.07.2010 16:57:06 Два гонщика "Мега-Лады" – в финале чемпионата Европы!




Rambler's Top100
 


Все замечания, пожелания и предложения присылайте по этому адресу. По вопросам размещения рекламы обращайтесь в отдел рекламы. Авторские права на дизайн и всю информацию веб-сайта, подбор и расположение материалов принадлежат ФВС "Партнерство". Все права защищены и охраняются законом, при использовании материалов сервера гиперссылка на ИС "Тольятти-Новости" обязательна.