На прошлой неделе в Тольятти прибыло чудо – великолепное искусство гравюры, которое предоставили на созерцание горожанам сотрудники Ирбитского государственного музея. Выставки такого масштаба, как "От Дюрера до Гойи. Три века европейской гравюры", Тольятти еще не видел.
Ирбитский государственный музей занимает особую нишу в культурном достоянии России, являясь уникальным в стране. Сразу же после его образования в восьмидесятые годы встал вопрос о выборе тематики экспозиций. Как рассказал основатель и директор музея Валерий Карпов, было возможно несколько вариантов – от собирания работ современных русских художников до коллекционирования мировых шедевров живописи. Причин, почему музей не пошел одной из подобных дорог, множество, однако, с большой вероятностью можно предположить, что решающую роль в судьбе учреждения сыграл тот факт, что в России еще не было музея, специализирующегося на искусстве гравюры, тогда как все европейские страны считали делом чести иметь его.
Как и гласит название, в экспозиции представлены три века европейской гравюры: XVI-й, XVII-й и XVIII-й. В мировой культуре общепризнанным родоначальником этого жанра изобразительного искусства является Альбрехт Дюрер. С другой стороны, Франсиско Гойя как бы завершил трехвековой путь развития европейской гравюры. Можно поспорить, отметив, что и в более позднее время, в два последующих века, жили и творили прекрасные мастера. Однако, по мнению Валерия Карпова, эти, уже приближавшиеся к современности творцы, работали в более резкой и быстрой манере, в то же время старые техники были утрачены, неподражаемость творчества мастеров 3-х знаменитых веков ушла в прошлое. Уже не было совершенства, они пользовались теми приемами, которые наработали их "старшие коллеги".
Посетившие выставку увидят знаменитые портреты Антониса Ван Дейка, офорты Франсуа Буше и Рембрандта, произведения Франца Хогенберга, Федерико Бароччи, Роберта Стренджа и многих других. Среди особо впечатляющих экспонатов выделяются "Вознесение Марии" Жака Калло и грандиозная гравюра Франсуа Ланго "Поругание Христа. Увенчание тернием". "Вознесение Марии" – единственная в Ирбите работа знаменитого автора. Что же касается творения Ланго, то, как известно, это единственный в мире экземпляр. Помимо искусства автора, внимания заслуживает точка зрения экстрасенсов, заявляющих, что от лика Христа идет мощное белое излучение, распространяющееся на несколько метров от гравюры. Возможно, посетители выставки, обладающие подобными способностями, сами почувствуют это.
Несомненно, открытием стала английская школа гравюры – французская, фламандская, немецкая, голландская и итальянская школы изучены достаточно хорошо, а вот о представителях "туманного Альбиона" известно не много.
К слову сказать, хранение и коллекционирование гравюр требует большого мужества. Это титанический труд: с течением времени бумага просто разлагается, гравюры быстро портятся под влиянием естественного света, искусственных ламп и вспышек фотокамер, они не могут находиться в экспозиции более 4-х месяцев. Вот почему в тольяттинской картинной галерее, где и проходит выставка, все окна занавешены темной тканью. Однако это не мешает постигать особый язык и эстетику данной экспозиции.
Кстати, о гравюре: Гравюра подразумевает все способы ручной обработки деревянных, металлических и каменных поверхностей для печатания оттисков. В зависимости от того, какая часть доски покрывается краской при печати, различают три вида гравюры: выпуклая гравюра, к которой относятся гравюра на дереве (ксилография), на линолеуме и рельефная гравюра на металле; углубленная гравюра, к которой специалисты также относят различные виды гравюры на металле, за исключением рельефной; плоская гравюра – литография и ее разновидности.
Варвара Лисицина, TLTnews.ru
|