Командировка в города Краснодар и Воронеж для изучения организации пассажирских перевозок не повлияла на решение руководства города ввести коммерческие рейсы на муниципальном транспорте. Однако поиск путей выхода из транспортного кризиса еще не завершен.
Как известно, в декабре заместитель мэра Игорь Орехов внезапно принял решение о переводе трех городских маршрутов на коммерческую основу. Горожане, ничего не знавшие о проводимом эксперименте, в массовом порядке начали жаловаться на действия мэрии. Народное возмущение, естественно, не могло остаться незамеченным депутатами, вследствие чего на одно из заседаний чиновники были приглашены для серьезного разговора. Депутаты осудили чиновников за "топорную работу" и призвали более ответственно подходить к решению социальных проблем. Тогда же была произнесена роковая фраза "транспортный кризис". Чиновники заявили, что в 2004 году финансирование отрасли будет сокращено на 70 миллионов, и в этих условиях неизбежно придется принимать какие-то непопулярные меры.
Чтобы найти оптимальные пути решения проблемы, была создана рабочая группа под председательством депутата Александра Денисова с участием представителей Думы и мэрии, специалистов-транспортников.
Члены рабочей группы - заместитель директора АТП-3 Виктор Найденов, главный специалист думской комиссии по городскому хозяйству Владимир Медведь, начальник транспортного управления мэрии Владлен Кабанов - отправились в командировку в города Краснодар и Воронеж, чтобы посмотреть, как другие города в условиях скудного бюджета решают проблему пассажирских перевозок. В этих городах не могут позволить себе роскошь субсидировать транспортную отрасль в таких размерах, в каких это делает Тольятти. Например, в Воронеже из городского бюджета компенсируют лишь ограниченное количество льгот: там в автобусе могут ехать одновременно лишь пять льготников. Муниципального транспорта практически нет, на городских маршрутах работают "частники" и водители, взявшие в аренду муниципальные автобусы. Стоимость проезда составляет 3 рубля, а бюджетные затраты в 2003 году составили всего… 940 тысяч рублей (в Тольятти - 360 миллионов рублей).
В Краснодаре тоже развиты альтернативные перевозки (60% всей транспортной работы), а муниципальные автобусы и троллейбусы работают в трех режимах: со всеми льготами, с частичным предоставлением льгот и совсем без льгот. В 2003 году на это потребовалось168,9 миллионов рублей (при этом 20 миллионов - убытки прошлых лет).
Краснодарский опыт укрепил начальника транспортного управления мэрии Владлена Кабанова в мысли вводить коммерческие рейсы на муниципальном транспорте. Члены рабочей группы не стали препятствовать этому решению, так как другого "спасательного круга" для транспортной отрасли пока нет. Главное - не повторить декабрьских ошибок и должным образом проинформировать население о нововведении. Автобусы, в которых можно будет ездить только за деньги (без льгот и проездных билетов) должны как-то выделяться, чтобы не сбивать с толку пенсионеров, студентов и школьников. А те, кто хочет воспользоваться своей льготой, должны четко знать, когда придет "положенный" автобус.
В то же время, как у представителей Думы, так и у представителей мэрии есть предложения по дальнейшей стабилизации работы городского транспорта. В частности, необходимо исследовать маршрутную сеть и пассажиропоток, чтобы понять, сколько единиц транспорта и каких габаритов следует пустить по определенным маршрутам, чтобы автобусы не "возили воздух" или, наоборот, слишком переполнялись пассажирами. Кроме того, следует "посчитать" льготников. Так ли уж их много, или с удостоверениями льготников зачастую ездят "зайцами" мошенники?
По общему мнению членов рабочей группы, не надо обманывать самих себя, пытаясь вынести непосильную ношу. Городской бюджет должен компенсировать льготы только в объеме выделенного финансирования. И транспортные предприятия тоже не могут себе позволить заниматься благотворительностью.
Кстати, в судьбе последних в 2004 году грядут большие перемены. Скорее всего, они станут акционерными обществами со стопроцентным капиталом муниципалитета.
"Думский Вестник.
|