На расширенном оперативном совещании правительства Самарской области 16 февраля рассматривался вопрос о ходе эксперимента по организации управления образованием на основе создания образовательных округов на территории губернии. О реформе рассказал министр образования и науки Самарской области Ефим Коган.
Самарская область – автор многих проектов, которые затем реализуются и на федеральном уровне. Это, прежде всего, новая система управления образованием на основе образовательных округов. Постановлениями губернатора созданы 11 территориальных управлений министерства образования и науки, в которые входят все муниципальные образования области, за исключением Самары и Тольятти. Если раньше границы образовательного пространства совпадали с границами муниципалитета, то теперь они расширились до границ округа. Округ, объединив несколько муниципалитетов, объединил и образовательные ресурсы, что позволяет использовать их более эффективно и рационально.
Перераспределились и полномочия. За местной администрацией осталось содержание и ремонт зданий школ и детских садов, а вопросы кадров и организации образовательного процесса ведет непосредственно руководство округа. Кроме того, образовательные учреждения перешли на нормативное финансирование, передает слова министра "Самара.ru". Теперь образовательное учреждение получает средства в расчете на каждого учащегося и формирует свой бюджет, исходя из количества учеников, а не педагогов и администрации.
К слову, на днях министр образования РФ Владимир Филиппов заявил о переходе от сметного финансирования школ к финансированию по результату, то есть по объему и качеству образовательных услуг. Подобный подход - нормативное финансирование – на территории Самарской области реализуется уже на протяжении нескольких лет. Образовательный центр – явление достаточно новое.
В отличие от простой сельской школы это сеть школ-филиалов, объединенных вокруг центральной школы полного общего образования. Это позволяет обеспечить равный доступ к качественному образованию любому школьнику, вне зависимости от того, проживает он в крупном селе или в маленькой "умирающей" деревне. Получив начальное и среднее образование в школе-филиале по месту жительства, в дальнейшем ученик переходит в центральную школу. Здесь ему предоставляются возможности, которые не может обеспечить небольшая сельская школа: доступ к новейшим информационным технологиям, выбор профиля обучения, ресурсы медиатеки и т.д.
Помимо школ в центр входят и учебные заведения профессионального образования, а также ресурсные центры - методическая база повышения квалификации и переподготовки педагогов и администраторов. Ресурсный центр - новая структура для российского образования. Его задача - аккумулировать новейшие информационные и прочие ресурсы, сделать их доступными для педагогов сельских школ. Создаются общественные органы управления образованием - так называемые попечительские и общественные советы. Реформа уже дает свои результаты.
Это многоканальное финансирование на условиях полной прозрачности прохождения средств, когда каждый учредитель финансирует свою зону ответственности. Это отсутствие долгов и задержек по заработной плате, другим социальным выплатам (стипендии, методическая литература, питание). Бюджет по образованию исполняется на 100%, повысилась эффективность использования бюджетных средств - наполняемость классов в сельской школе увеличилась с 10 до 15 человек.
В ближайшее время чиновникам от образования предстоит решить еще ряд вопросов: внести изменения в федеральное и региональное законодательство для закрепления новой структуры управления, разработать и ввести модели округов в Самаре и Тольятти, провести анализ эффективности новой модели образования, информирует "Regions.ru".
|