Ровно 15 лет назад, в начале марта 1989 года недалеко от Тольятти, было начато строительство вазовского автополигона.
История создания полигона изобилует множеством интереснейших фактов и то, что этот грандиозный объект строился в то время, когда в нашей стране все только разрушалось, а не созидалось, заслуга отдельных личностей и удачное стечение ряда обстоятельств.
Проектом ФИАТа для ВАЗа вообще не было предусмотрено строительство автополигона. Более 20 лет испытатели автомобилей ВАЗ пользовались треком, предназначенным для обкатки машин, выходящих со сборочного конвейера, Дмитровским полигоном и дорогами общего пользования. Однако необходимость создания собственного полигона была очевидна.
В начале 70-х, будучи еще генеральным директором ВАЗа, В.Н. Поляков подтвердил, что полигон заводу нужен, и выделил около 5 миллионов рублей. Начальник управления дорожных испытаний и доводки автомобилей (УДИДА) АО "АВТОВАЗ" Анатолиий Михайлович Акоев вспоминал: «Мы строили наполеоновские планы, но вдруг оказалось, что финансирование закрыто»...
Приезд в 1986 году в Тольятти М.С. Горбачева и правительственное решение о создании НТЦ ВАЗа – еще одна веха в истории строительства автополигона. По расчетам требовалось около 750 гектаров. В конце концов, подписали выделение ВАЗу 396 гектаров земли, из них 98 пахотных, потерю которых АвтоВАЗ обязали возместить сельчанам.
Уже с 95-го года на полигоне стали испытывать машины, в том числе и по зимним испытаниям, поскольку микроклимат местности обеспечивает температуры на 6-8 градусов ниже, чем вблизи от Тольятти. В 1996 году ВАЗ оказался в тяжелейшем экономическом положении, на грани банкротства. И полигон, как «незавершенку» могли законсервировать. Но благодаря мудрости и здравомыслию первых вазовских руководителей, даже в такое непростое время строительство не приостановили.
Cегодня полигон – это уникальное сооружение. Здесь не только проводятся испытания новых автомобилей "Лада". На территории полигона ежегодно проходят синхронные Рождественские гонки и соревнования среди первых руководителей завода «Кубок Президента ОАО «АвтоВАЗ». На автополигоне ежегодно представители СМИ знакомятся с новыми разработками и имеют возможность протестировать некоторые из моделей.
Пока на полигоне АвтоВАЗа введены в строй еще не все объекты. Ему еще строиться и строиться. Но сейчас уже можно констатировать факт, что подобных объектов у нас в России в ближайшем обозримом будущем больше не появится.
LadaOnline
|