Молоко и молочные продукты, что продаются в тольяттинских магазинах, с наступлением зимы существенно подорожали. Сейчас средняя стоимость литра молока составляет 15 рублей. Многих горожан беспокоит, что же будет дальше?
Ждать ли очередного повышения цен, и если да, то насколько? Более всего этот вопрос волнует пенсионеров, для которых в наше время каждый рубль на счету. И потом, хочется знать, за что же мы платим?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отследить весь «млечный путь» от буренки до прилавков магазинов. Сделать это решили корреспонденты газеты "Площадь Свободы" на примере ООО «Тольяттимолоко».
Итак, как удалось выяснить, основными причинами зимнего подорожания являются дорогое сырье и большие затраты на производство. А кроме того, что сырье дорогостоящее, его хронически не хватает. К примеру, «Тольяттимолоко» в сутки требуется 50-60 тонн сырого молока, для того чтобы планово выпустить всю продукцию.
С наступлением лета молока будет больше, и остатки будут перерабатываться на масло и творог, чтобы продавать их зимой.
Накрутки бывают разные
Производитель отправляет свою продукцию в торговую сеть с наценкой 10 процентов. Но, как показала практика, собственные специализированные магазины на эти десять процентов не в состоянии содержать персонал и оплачивать аренду. Поэтому большинство производителей сейчас отказываются от практики фирменных торговых точек. Реализация осуществляется через обычные продуктовые магазины. А те, в свою очередь, накручивают 20-30 процентов. В итоге покупатель вынужден платить за молоко почти вдвое больше.
По «полочкам»
Естественно, стоимость сырья напрямую влияет на конечную цену продукта. В зимнее время стоимость молока составляет до 80% себестоимости продукта. И сырое, и сухое молоко сейчас в 2 раза дороже по сравнению с летним периодом. Если весной и летом молочные комбинаты закупали сырое молоко по 4 рубля за литр, то зимой уже по 8 — 8,7 рублей.
Какие цены установятся на молоко к будущему лету, предположить сложно, поскольку поголовье дойных коров с каждым годом становится все меньше. В 2002 году летом сухое молоко стоило 32 рубля за килограмм, а в прошлом году дешевле 56 рублей оно уже не продавалось. Зимой цена выросла уже до 66 рублей. Сухое молоко применяется в производстве обычного молока. Его доля составляет в конечном продукте не более 10 процентов. Однако зимой этот процент увеличивается. В теплое время года производится молока в четыре раза больше, нежели зимой.
Как по маслу
Производство масла — очень дорогостоящий и нерентабельный процесс. Большинство комбинатов производят масло смешанное, с содержанием растительных жиров. Эти жиры, по сути, являются смазочными маслами, которые покупаются за границей за бесценок. Каждый производитель ищет способы удешевления производства. ООО «Тольяттимолоко» изготавливает масло только из натурального молока без каких-либо добавок, несмотря на убытки. Его реальная стоимость — 120 рублей за килограмм, но продается оно по 95 рублей. Отпускная цена за пачку — 19,2 руб. Перед покупателем встает выбор: покупать натуральное масло по такой цене или же по 10 рублей — «нечто масляное»», лежащее рядом на прилавке. Предпочтение, как правило, отдают более дешевому субпродукту.
На производство масла идут сливки, а обезжиренное молоко, которое осталось, идет на творог. Парадоксально, но эти популярные у людей продукты являются для производителей убыточными.
Справка
Постоянно растущая себестоимость продукции, низкая продуктивность привели к тому, что с начала девяностых все отрасли животноводства РФ оказались убыточными. За период с 1990-го по 1999 год поголовье крупного рогатого скота уменьшилось в 2,1 раза (с 57 до 27,1 миллиона голов), коров — в 1,6 раза (с 20,6 до 12,8 миллионов голов) — до уровня начала 50-х годов. Производство молока во всех категориях хозяйств за этот период сократилось на 43% — с 55,7 тонн до 31,8 миллиона тонн, а надой молока на одну корову в сельхозпредприятиях на 18% — с 2781 до 2280 килограмм. Среднедушевое потребление молока и молочных продуктов в стране снизилось с 386 до 206 килограмм.
|