В распоряжении газеты «Ведомости» оказался подготовленный Минфином проект правительственного постановления о новых тарифах по автогражданке. Базовые ставки чиновники предложили не снижать, но цена полиса должна стать меньше на 10-30% за счет снижения отдельных поправочных коэффициентов. Страховщики считают попытки пересмотреть тарифы преждевременными и надеются, что до конца года изменения приняты не будут.
Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности вступил в силу 1 июля 2003 года. Тарифы на страхование устанавливает правительство. Сейчас они рассчитываются исходя из базовой ставки в 1980 рублей и нескольких поправочных коэффициентов, зависящих от территории "прописки" машины, мощности двигателя, стажа и возраста водителя, наличия аварий.
Действующие тарифы на обязательное страхование (ОСАГО) были рассчитаны Минфином и Минэкономразвития и утверждены в мае 2003 году премьер-министром Михаилом Касьяновым. При базовой ставке в 1980 рублей страховка может обойтись гораздо дороже из-за поправочных коэффициентов. Неудивительно, что ОСАГО вызвало волну недовольства. Автомобилисты пытались оспорить "грабительские" тарифы в суде, а депутаты Госдумы накануне выборов приняли в первом чтении закон, откладывающий ОСАГО на год. И даже президент Владимир Путин, отвечая на вопросы россиян в декабре 2003 года, предложил правительству подумать над снижением тарифов.
"Ведомостям" стали известны предложения Минфина, подготовленные по поручению правительства. Чиновники решили не трогать базовые ставки для физических лиц, а пересмотреть коэффициенты. Например, территориальный коэффициент для Москвы предложено снизить с 2 до 1,8, то есть полис подешевеет на 10%. На 11% предлагается снизить территориальный коэффициент для Петербурга и прилегающих к Москве районов Московской области. Еще более сильное снижение цен – на 20-30% – возможно в городах с населением от 50 000 до 500 000 человек. Нынешний территориальный коэффициент для этих населенных пунктов – 1 – Минфин предлагает поменять на 0,7 - 0,8.
Также снижается коэффициент возраста и стажа водителя. Например, для начинающих (со стажем менее двух лет) автолюбителей до 22 лет коэффициент понизится с 1,3 до 1,2 – на 8%. Меняется и коэффициент "бонус-малус", учитывающий количество аварий, произошедших в течение первого срока страхования. Повышающий коэффициент за одну аварию предлагается уменьшить с 1,55 до 1,4, а вот скидку за безаварийную езду – увеличить с 5% до 10%.
Получается, что в крупных городах с населением более одного миллиона человек полисы ОСАГО подешевеют на 8 – 20%.
Борцы с ОСАГО рады, что Минфин подготовил такие предложения. "Это шаг вперед, я любому снижению рад. Тарифы чудовищно завышены", – говорит депутат Госдумы и председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин. Впрочем, сам он считает приемлемой базовую ставку в 400 рублей.
Страховщики считают иначе. Директор департамента компании "НАСТА-Центр" Николай Бескровный говорит, что, прежде чем менять тарифы, необходимо накопить статистические данные для расчетов. А директор центра страхования автотранспорта компании "Энергогарант" Владимир Новоселов говорит о "высокой убыточности" ОСАГО для страховщиков. "Снижение коэффициентов может привести к тому, что ряд компаний свернет операции по ОСАГО", – считает он.
Пока неизвестно, когда предложения Минфина попадут в правительство. Заместитель министра финансов Михаил Моторин не стал вчера обсуждать проект постановления, назвав его "разработками". Но Новоселов из "Энергогаранта" признался, что его компания на всякий случай уже просчитывает рентабельность операций на основе этих "разработок" Минфина. А сотрудник другой страховой компании надеется, что из-за реформы правительства тарифами пока некому заниматься. А пожелание президента о снижении тарифов по ОСАГО гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин считает предвыборным ходом, актуальность которого уже не так высока.
|