Согласно данным ГИБДД на 1 января 2004 года российский автомобильный парк состоял из 33 миллионов 393 тысяч транспортных средств, 23 миллиона 383 тысячи из которых – легковые автомобили.
Примерно 94,4% из этого количества находится в собственности физических лиц и 5,6% – в собственности юридических лиц. На 49,9% российский легковой автопарк (11 660 тысяч штук) состоит из транспортных средств, со сроком эксплуатации более 10 лет, еще примерно 30,5% (7 137 тысяч штук) имеют возраст от 5 до 10 лет, и только 19,6% (4 586 тысяч штук) автомобилей моложе 5 лет.
При этом, на протяжении последних 5 лет российский автопарк имеет тенденцию к старению. Доля автомобилей старше 10 лет за последние 5 лет выросла на 2,5% и вплотную приблизилась к отметке в 50%. Прирост парка за 2003 год составил 914,7 тысяч автомобилей, что соответствует 4,1%. Это на 300 тысяч меньше, чем в 2002-м году, хотя количество продаж новых автомобилей на российском рынке осталось на прежнем уровне.
Уменьшение прироста парка связано с установлением нового порядка уплаты налога на транспортные средства и введением обязательной страховки, что заставляет владельцев старой «рухляди» снимать ее с учета.
Так, за прошедший год российский легковой автопарк стал меньше на 172,4 тысячи различных моделей «Москвичей» и 111,7 тысяч «Запорожцев». Кроме того, согласно данным отдела аналитики «LadaOnline», основанных на расчетах между продажами автомобилей и приростом парка, за прошедший год было снято с учета примерно 125 тысяч классических моделей «Жигулей», около 40 тысяч «Самар», и примерно по 15 – 25 тысяч «Волг», «УАЗиков» и «Ижей». Кроме того, около 40 – 50 тысяч из 4-х миллионного парка иномарок также вышло из строя, и соответственно, было снято с учета.
Всего, при общих продажах, и соответственно постановки их на учет за год 1 миллион 470 тысяч новых легковых автомобилей (включая ввезенные в страну б/у иномарки), примерно 550 тысяч автомобилей было снято с учета. Как уже говорилось выше, это связано с новыми порядками содержания в собственности транспортных средства, которые «заставляют» владельцев избавляться от своих совсем старых автомобилей.
С подробной аналитикой парка легковых автомобилей в России по маркам и регионам можно будет ознакомиться в справочном издании «Автомобильный рынок России – 2004», которое выйдет под редакцией издательства «Семь Верст» в начале мая.
|