На очередной, седьмой по счету, ежегодной конференции Института Адама Смита, посвященной теме «Российская автомобильная промышленность», состоявшейся в Москве в середине марта, прозвучал доклад председателя Cовета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимира Каданникова: «Основные направления и цели стратегии развития ОАО «АвтоВАЗ». Предыдущий доклад на данную тему прозвучал всего пять месяцев назад в Тольятти на аналогичной конференции. Однако, по мнению докладчика, этот период «был насыщен важными событиями. В настоящее время мы имеем возможность подвести итоги 2003 года, сравнить их с планами и ожиданиями, скорректировать наши планы на будущее». После чего В. Каданников сказал:
– Как мы и предполагали, объем российского рынка легковых автомобилей в 2003 году вырос, что само по себе дает основания для оптимизма. Его рост в единицах продукции составил 5,5%, что укладывается в вилку между оптимистическим (6,5%) и консервативным (4,8%) прогнозами Концепции развития российской автомобильной промышленности. АвтоВАЗ успешно завершил 2003 год. Наша доля на российском рынке возросла до 42,6% по сравнению с 41,6% в 2002 году. Объем валовой продукции вырос на 16%.
По сравнению с 2002 годом произошли определенные изменения в структуре продаж. Впервые стала заметной доля продаж автомобилей, произведенных в России на предприятиях с иностранным участием. Она составила порядка 3,5%, тогда как в прошлые годы не превосходила 1%. Возросла также доля новых импортных автомобилей, а подержанных – сократилась, но остается еще значительной, по-видимому, вследствие того, что в первой половине прошлого года, как и в 2002 году, подержанные иномарки завозились «в запас».
Для российского рынка остается характерной высокая контрастность распределения продаж по ценовым нишам. Отсюда можно сделать вывод о двух слабо пересекающихся сегментах рынка, один из которых является массовым, а другой имеет малый объем и может быть охарактеризован как элитарный.
Из сопоставления данных 1999 и 2002 годов можно также усмотреть проявление двух тенденций. Во-первых, объем элитарного рынка растет. Эта тенденция продолжилась и в 2003 году. Во-вторых, вырос объем продаж АвтоВАЗа в нише от 5 до 10 тысяч долларов. Это произошло в основном за счет увеличения объемов производства и продаж «десятого» семейства. Таким образом, можно говорить о некотором сближении этих двух сегментов, хотя контрастность распределения остается очень высокой. Об этом же свидетельствует анализ средневзвешенных цен в этих сегментах рынка.
У нас есть расхожее выражение: «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения». Оно было пущено в оборот популярными в России писателями Ильфом и Петровым еще в 30-х годах. И в сегодняшней России автомобиль массового спроса воспринимается именно с его функциональной стороны. Если же цена «зашкаливает» за 10-12 тысяч, то такой автомобиль уже рассматривается если не как предмет роскоши, то – имиджа. Поэтому, работая на российском рынке, надо внимательно отслеживать такое требование потребителя, как приемлемая цена. Массовый спрос имеется пока только в низких ценовых нишах. Барьер массового спроса у нас в стране сейчас составляет 7-8 тысяч долларов. Все, что выше, – это уже не массовый спрос.
Еще один штрих к этой картине дает структура продаж вазовских моделей. В 2003 году они (включая произведенные на других российских заводах) заняли около 52% совокупного рынка и доминируют на массовом рынке (порядка 2/3), где основную конкуренцию им составляют подержанные иномарки ценой до 6 тысяч долларов.
Газета «Семь верст»
|