По сравнению с 2007 годом Тольятти сдает позиции по основным социально-экономическим параметрам: строительство, бюджетная обеспеченность, качество жизни, безопасность, инвестиционный климат. И только ритейл дает поводы для оптимизма и позволяет городу быть в лидерах соответствующих рейтингов.
О том, что в Тольятти некоторый перебор с торговыми центрами, говорят все. Однако, несмотря ни на что, они продолжают появляться. Самое громкое событие уходящего года в сфере ритейла – открытие гипермаркета "Metro". Как будет с посещаемостью и окупаемостью этого торгового гиганта, покажет время, пока же его перспективы несколько туманны. Осенью этого года после продолжительнейшей по времени реконструкции произошло второе рождение ТЦ "Русь-на-Волге".
Судя по всему, на тольяттинский кошелек рассчитывают владельцы молла "Mega", открытие которого наконец-то случилось в Самаре. Все чаще на улицах нашего города стала появляться наружная реклама, которая настойчиво зовет тольяттинцев на шопинг в областной центр. Под широкой крышей "Mega" помимо различных брендовых магазинов соберутся три якорных арендатора: "Ikea" (товары для дома), "Ашан" (гипермаркет) и "Leroy Merlin" (строительные и отделочные материалы).
Говоря же о перспективах, нельзя не сказать о том, что во втором полугодии 2009 года в Тольятти начнет работу первый ритейл-парк, общая площадь которого составит 90 тысяч квадратных метров. Участниками парка станут молл "Парк Хаус", магазин сети бытовой электроники "Media Markt" и гипермаркет товаров для дома и ремонта "Castorama". Предполагается, что площадь магазина составит более 12 тысяч квадратных метров.
Прочно удерживаются в своей нише и продолжают развиваться среднеразмерные сетевые продуктовые магазины. Местный игрок "Посадский" сумел расширить свое присутствие почти до 70 точек торговли. Ненамного отстает от него и краснодарский сетевик "Магнит". Одновременно с этим не нашли своих покупателей в нашем городе два федеральных гиганта – "Патэрсон" и "Вестер".
Сегодня можно говорить и о полноценной конкуренции в таком формате ритейла, как housekeeping. До 2008 года практически единственным полноценным игроком в этом сегменте была новосибирская сеть супермаркетов товаров для дома и интерьера "Чудо-дом", которая расположилась со своими магазинами в торговых центрах "Аврора" и "Аэрохолл". Минувшей осенью в торговом центре "Русь-на-Волге" появился еще один участник этого рынка – магазин "Санта Хаус", пишет сегодня газета "Понедельник".
В завершение немного статистики. Предприятиями розничной торговли Тольятти за девять месяцев этого года реализовано товаров на сумму 111 226 миллионов рублей. По сравнению с 2007 годом это больше на 13,2%. Удельный вес оборота розничной торговли Тольятти в объеме Самарской области пока занимает лидирующее место и составляет 40% от общего объема.
|