АВТОВАЗ отстранил самарскую группу СОК от управления своим крупнейшим дочерним дилерским холдингом ОАО "Лада-Сервис". Это означает эскалацию конфликта сторон: на прошлой неделе группа СОК временно останавливала отгрузку автокомпонентов на завод, из-за чего он был вынужден останавливать конвейер.
Аудит, проведенный группой СОК в "Ладе-Сервис", показал недостачу около 4 тысяч машин у дилеров АВТОВАЗа, и это уже второй случай пропажи машин завода с начала года. Для группы СОК же разрыв партнерства может означать проблемы с обслуживанием кредитов по дочернему заводу ОАО "ИжАвто".
Сегодня в подконтрольном заводу дилерском холдинге ОАО "Лада-Сервис" вновь поменяется руководство. Исполняющий обязанности президента "Лады-Сервис" Сергей Шабанов, а также вице-президент Александр Наметкин должны написать заявления об увольнении по собственному желанию. Президент АвтоВАЗа Борис Алешин подтвердил, что "ожидает ухода топ-менеджеров", уточнив, что если господа Шабанов и Наметкин напишут заявления, то холдинг "Лада-Сервис" возглавит его прежний руководитель – Александр Пронин.
Сергей Шабанов и Александр Наметкин – выходцы из самарской группы СОК. Они управляют дилерским холдингом потому, что АВТОВАЗ планировал обменять этот актив на автосборочный завод группы – ОАО "ИжАвто". По словам источников "Ъ", близких к группе СОК и АвтоВАЗу, уход господ Шабанова и Наметкина означает не только то, что сделка по обмену активами не состоится, но и то, что стороны находятся в конфликте.
Конфликт начался на прошлой неделе, когда группа СОК, обеспечивающая до 40% потребностей Волжского автозавода в комплектующих, неожиданно остановила заводу отгрузку со всех своих предприятий, в результате чего он встал. Это произошло в день рожденья Бориса Алешина. Группа СОК таким образом выразила несогласие со схемой оплаты отгружаемых автокомпонентов (они только на 30% оплачиваются деньгами, остальное — векселями), потребовав от АвтоВАЗа погасить денежную задолженность перед группой. Уже через два дня группа СОК возобновила отгрузку, но на каких условиях, стороны не раскрыли.
Под "вопросами" на АВТОВАЗе понимают как переговоры с группой по "ИжАвто", так и итоги работы топ-менеджеров группы СОК в "Ладе-Сервис". Например, в ходе переговоров с автогигантом по продаже "ИжАвто" группа СОК не известила завод, что контрольный пакет продаваемого ею актива заложен по банковским кредитам. В случае же с "Ладой-Сервис" основной претензией является то, что, получив управленческий контроль над дилерским холдингом, группа СОК прекратила отчислять АВТОВАЗу деньги за продаваемые автомобили, сообщает "КОММЕРСАНТ".
Михаил Пак из ИФК "Метрополь" напоминает, что первый раз АВТОВАЗ и СОК довольно жестко конфликтовали в конце 2005 года, когда управленцы ФГУП "Рособоронэкспорт" только приходили на автогигант. Как и тогда, у Волжского автозавода переговорная позиция сильнее, добавляет Михаил Лямин из Банка Москвы, но дело "сегодня не столько в том, что за АВТОВАЗом стоит государство, а в том, что его склады затоварены, и в случае очередной остановки отгрузки компонентов со стороны группы СОК проблем с остановкой конвейера не будет". Конфликт невыгоден обеим сторонам. Отказ от сделки по обмену "Лады-Сервис" на "ИжАвто" наверняка вызовет вопросы у владельца блокпакета АВТОВАЗа – концерна Renault, который надеялся загрузить "ИжАвто" сборкой своих моделей, считает Михаил Пак. Для группы СОК же, которая надеялась за счет АвтоВАЗа решить долговые проблемы "ИжАвто", это означает возможные проблемы с кредиторами, считает господин Лямин.
|