Когда работа становится привилегией, а законы на рынке труда устанавливают работодатели, измученные безработные готовы идти на любые диктуемые условия. Если год назад платить за занятие вакансии казалось абсурдом, то сегодня люди готовы отдавать деньги не только кадровым агентствам, но и самим работодателям, а заодно сторонним людям и всякого рода мошенникам. Газета "Понедельник" выяснила, каким образом расстроенные нервы соискателей открывают новые возможности для относительно честного заработка денег.
Например, некие курсы. Последняя попытка устроиться на работу обошлась одной из жительниц Тольятти в 12 тысяч рублей. Ровно столько запросила "солидная немецкая фирма" за обязательные 5-дневные курсы для всех соискателей. Цель курсов казалась очевидной – сделать из провинциальных менеджеров акул бизнеса. Позже выяснилось, что для их открытия необходим костяк из четырех человек, которые вот-вот найдутся. За неделю отыскать их не удалось, а через 10 дней потерялась и сама "солидная фирма".
"В кризис внимание людей притупляется, и этим пользуются мошенники, – комментирует ситуацию менеджер по персоналу консалтинговой компании "Вектор бизнеса" Ирина Ерина. – Когда попадается хорошее предложение, безработные теряют голову вместе со здравым смыслом". "Серьезные организации, дорожащие репутацией, никогда не позволят себе применять подобные схемы, – считает директор кадрового агентства "Россконсалтинг" Любовь Ланскова. – От разных ИП и ООО, созданных на две недели, таких ходов и стоит ожидать".
Однако некоторые весьма странные предложения работы остаются в силе по несколько месяцев. В январе издание уже писало об организации "Росбликпром", предлагающей производить на дому гелевые свечки по 50-80 рублей за штуку. Бесплатные материалы, свободная норма выработки, доставка и сбор готовой продукции по всему городу компенсировались одним условием – 6 тысяч рублей за обучение премудростям литья. Сегодня возможность такой подработки сохраняется – только курс молодого свечника подорожал наполовину. Восхищенные простым способом занять свое время, посетители вводной лекции теперь выкладывают по 9 тысяч, рассчитывая окупить вложения на производстве каких-то полутораста свечных композиций.
Но даже солидные организации, оказавшись под прессом сокращения издержек, прибегают к тактике скрытого обмана. Схема, опробованная во многих крупных городах, в кризис работает безотказно: на рынок труда вывешивается дефицитная позиция с не самыми привлекательными условиями труда. Несмотря на маленькую зарплату и нечеловеческий график, люди соглашаются на работу, бегло пробегая подписываемый договор, в котором содержится пункт об обязательном и вроде бы бесплатном корпоративном обучении. В комментариях к нему говорится, что, пройдя обучение, работник должен отработать в течение определенного числа месяцев: как правило, от 24 до 36. Между тем, статья 249 Трудового кодекса прозрачно обязывает работника возместить работодателю затраты на собственное обучение – пропорционально неотработанному периоду. А не объявленная в договоре стоимость курсов дает работодателю козырь – рассказать о ней сотруднику, когда тот соберется уходить. В итоге незадачливый воротничок попадает в кабалу, когда проще отработать положенный период, чем платить, а работодатель остается с профитом при любом раскладе.
Выбор "платить или не платить" встает перед соискателями иногда даже до первого собеседования. Большое число фирм предоставляют свои услуги по "сопровождению" на рынке труда – с разной степенью честности и дороговизны. Самый банальный подход – брать деньги за занесение резюме в некую базу с последующим трудоустройством. Это называется регистрацией и стоит обычно от 300 до 1000 рублей. За указанную сумму можно получить три-пять адресов работодателей с подходящими вакансиями из открытых источников и обещание трудоустройства в ближайший месяц.
|