В Тольятти сложилась напряженная ситуация, связанная с приватизацией комнат в трех бывших комплексных общежитиях АВТОВАЗа. Напомним, в конце прошлого года городская мэрия приняла их от Волжского автомобильного завода. Вчера ситуацию прокомментировала руководитель управления жилищной политики мэрии Ирина Белякова.
В первую очередь, она попросила не называть эти здания "общежитиями". "Статус общежитий эти дома утратили в 2006 году, когда АВТОВАЗ зарегистрировал их как жилые комплексы, – сказала Ирина Белякова. – Комплексами их назвали, потому что в их состав вошли как жилые дома, так и бытовые пристройки. Но по факту это жилые дома, как и все остальные в городе. Соответственно, на них распространяются все нормы, которые прописаны в жилищном законодательстве для обычного муниципального жилого фонда социального использования". То есть, улучшение жилищных условий, переселение и так далее должны производиться в соответствии с жилищным законодательством. А оно предусматривает, что жилые помещения в муниципальном фонде предоставляются гражданам, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и стоявшим в списке очередников. По словам руководителя, ведомство буквально атакуют граждане с просьбами улучшить жилищные условия, переселить и так далее. Однако ответы даются "соответственно Жилищному кодексу".
Ирина Белякова отметила, что приватизация в жилых комплексах возможна, однако надо подтвердить свое право на приватизацию. Всего в комплексах зарегистрировано около 13 тысяч человек. У основной массы проживающих в этих домах – у 9-9,5 тысяч – проблем с подтверждением права на приватизацию возникнуть не должно. Они вселялись сюда в конце 80-х – начале 90-х годов. Проблемы возникают у двух других категорий граждан.
Во-первых, у тех, кто был заселен на койко-места. Впоследствии они превратились в доли. Причем распределены они очень интересно – в комнате проживает 8 человек и у каждого по ½. И во-вторых, проблемы будут у тех жильцов, которые заселялись после 2006 года. АВТОВАЗ имел возможность заключать с ними любые договора – договор безвозмездного найма, договор аренды и так далее. Однако органы местного самоуправления могут заключать только два вида договоров: социального найма и найма специализированного жилого фонда (в общежитиях). Так что все подобные договора, заключенные жильцов с АВТОВАЗом, управление признать не может.
Госпожа Белякова добавила, что жилые комплексы были переданы в муниципалитет после 1 марта 2005 года от частной организации. Так что к ним нельзя применять статью 7 ФЗ 189 "О введении в действие жилищного кодекса РФ". Согласно статье, при передаче в муниципалитет возможна приватизация на основании договоров социального найма. В данном случае это невозможно, так как дома жилые комплексы приняты не от государственного предприятия.
Что же делать двум категориям граждан, у которых могут возникнуть проблемы? Тем, у которых краткосрочные договора – обращаться суд за признанием их права пользования этими помещениями. У тем, кто был заселен на койко-места и у кого доли – вопрос открыт. Скорее всего, здесь будет решать все со временем, путем снятия с учета зарегистрированных, но не проживающих. Кстати, таких, по подсчетам специалистов, очень много – около 2 тысяч человек. В частности, управление по жилищной политике уже получило письмо от первого комплекса, обслуживаемого "Департаментом ЖКХ", что в здании 630 человек зарегистрированы, но не проживают. "Сейчас мы должны доказать, что они там действительно не живут. Это длительный процесс. Многое зависит от того, как себя в суде поведут люди. Каждый будет привлекать свидетелей", – отметила Ирина Белякова. Она обмолвилась, что в комплексах отмечены совсем парадоксальные вещи – например, регистрация граждан в нежилых помещениях, а также существование "виртуальных комнат".
К слову, после передачи объектов в муниципалитет, АВТОВАЗ продолжает обращаться с просьбой предоставить жилье своим сотрудникам, ссылаясь на данные работникам обязательства. В заключение Ирина Белякова отметила, что работники АВТОВАЗа преимуществами при заселении не пользуются. "Перед Жилищным кодексом все равны – работники автозавода, бюджетных структур или силовых ведомств", – сказала она. Олеся Солнцева, TLTnews.ru
|