В Галерее искусств, которая располагается на проспекте Степана Разина, 93 в Автозаводском районе Тольятти продолжает свою работу выставка коллекций из фондов Кировского областного художественного музея имени Виктора и Аполинария Васнецовых. В этот раз тольяттинцы могут увидеть экспозицию "Книжная графика Юрия Васнецова. Дымковская игрушка".
Выставку, которая открылась в День славянской письменности и культуры, 24 мая, уже посетило большое количество жителей и гостей нашего города, что говорит об огромном интересе к данному виду народного творчества. Причем, экспозиция объединяет в себя два раздела – графику Юрия Васнецова и дымковскую игрушку. Также здесь представлены сотканные из лоскутов ковры по мотивам произведений художника.
Юрий Алексеевич Васнецов родился в семье вятского священника, состоял в отдалённом родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Желая стать художником, он в 1921 году приехал в Петроград и поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее Вхутемас), успешно закончил учёбу в 1926 году. В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством Владимира Лебедева счастливо обрёл себя в интерпретации тем и образов русского фольклора – сказок и главным образом потешек, которые лучше всего отвечали его природной тяге к юмору, гротеску и доброй иронии. В 1930 году ему принесли известность иллюстрации к книжкам "Болото", "Конёк-Горбунок", "Пятьдесят поросят", "Три медведя". Тогда же он делал отличные – нарядные и увлекательные литографические эстампы для детей, основанные на тех же сюжетных мотивах.
В годы войны, проведённые сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Юрий Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к "Английским народным песенкам" Самуила Маршака, а затем к его книжке "Кошкин дом". Новый успех принесли ему иллюстрации к фольклорным сборникам "Чудодейное колечко" и "Небылицы в лицах". Юрий Васнецов трудился необычайно интересно, помногу раз варьируя дорогие ему темы и образы. Своеобразным итогом его многолетней деятельности стали широко известные сборники "Ладушки"(1964) и "Радуга-дуга"(1969). В ярких, занимательных и остроумных рисунках Юрия Алексеевича русский фольклор нашел едва ли не самое органичное воплощение, на них выросло не одно поколение юных читателей, а сам он уже при жизни был признан классиком в области детской книги. В 1966 году Юрию Васнецову было присвоено звание Народного художника РСФСР.
Ценность данной выставки необычайно велика, так как в последние годы компьютерная графика вытесняет авторские работы художников из жанра книжной иллюстрации. Художественная ценность иллюстраций сводится к нулю, что не может не повлиять на воспитание эстетического и художественного вкуса у подрастающего поколения. Поэтому на сегодняшний день остро стоит задача сохранить и возродить то направление в оформлении детской литературы, которое задал Юрий Васнецов.
Творчество Васнецова неразрывно связано с народным творчеством, поэтому его графика органично соединяется с дымковской игрушкой в одной экспозиции. Название дымковской игрушки связано с селом Дымково, что находится близ города Кирова (бывшая Вятка). Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался "Свистунья". Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей. Многоцветная роспись соответствовала духу праздника, бурлящему весельем взрослых и детей.
Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки, все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с подобной игрушкой. Анна Снежинская, TLTnews.ru
|