В Тольятти отсутствует культура чтения среди детей. А некоторые подростки вообще не берут в руки книги. Виноваты в этом родители, которые сами не интересуются литературой и своим малышам не читают вслух сказки.
К такому мнению пришли участники круглого стола "Проблемы развития культуры чтения детей и подростков", прошедшего 27 февраля в Библиотеке Автограда в рамках Года детского чтения. В круглом столе принимали участие педагоги высшего образования, библиотекари муниципальных и школьных библиотек Тольятти, Самарской областной детской библиотеки, представители книготоргового дела, писатели, СМИ, родители и дети.
В настоящее время происходят коренные изменения в социальной, экономической и духовной жизни российского общества. Эти процессы не могут не отражаться на чтении. Социологи, психологи, библиотекари и педагоги говорят об изменении модели чтения у детей и подростков. Острота и важность проблем чтения осознаётся и на государственном уровне. Неслучайно, 2007 год по инициативе Министерства культуры и молодёжной политики Самарской области объявлен Годом детского чтения.
Цель проведения круглого стола: координация усилий библиотек, образовательных учреждений, представителей книжной торговли для привлечения широкой общественности к проблемам детского и юношеского чтения и воспитания культуры чтения детей и подростков.
Участники круглого стола отметили, что чтение, хотя и не занимает приоритетного места в структуре досуга современных детей и подростков, остаётся важной частью их жизни. Современная модель чтения характеризуется прагматизмом, индивидуализацией, превалированием досугового чтения. Также было отмечено, что книга не "уходит", она в большей мере остается в качестве источника информации, но с большим удовольствием и интересом дети обращаются к Интернету и компьютерным играм. Это необходимо учитывать, ведь будущее в руках новых технологий.
В настоящее время, по мнению участников круглого стола, в отечественной литературе отсутствуют произведения, способные стать культовыми, предложить привлекательного современного героя для современного подростка. Также отсутствует система взаимодействия различных органов, работающих с детьми и подростками по воспитанию культуры чтения.
Горячая дискуссия за круглым столом позволила определить некоторые шаги, которые призваны способствовать решению проблемы развития культуры чтения детей и подростков. Участниками круглого стола было предложено разработать общегородскую долговременную программу "В поддержку чтения"; объединить усилия библиотек и школ по обучению детей и подростков информационной грамотности и культуре чтения.
Также отметили вопросы по продвижению библиотечных авторских программ и методик, главная цель которых – приобщение детей и подростков к чтению в библиотеке, пропаганда чтения. Предложено также создать систему взаимной информации, выявить и распространить инновации по проблемам работы с детьми, организации детского чтения. Намечено также развитие социального партнёрства организаций, чья деятельность в той или иной степени направлена на решение проблем детства (сотрудничество с детскими садами, муниципальными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования и др.), привлечение городского бизнеса к решению проблем культуры чтения. TLTnews.ru
|