Обязанность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги утверждена законом, но законы соблюдают не все. Жилищный кодекс РФ и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не только определяют требования к управляющим компаниям, но и регламентируют порядок прекращения поставки коммунальных услуг, если житель отказывается оплачивать их.
Кроме того, законодательно подтверждено право возбуждать судебное дело в отношении неплательщиков вплоть до выселения.
Проблема неплатежей населения, а в Тольятти задолженность жителей за ЖКУ составляет примерно 445 миллионов рублей, тесно связана с проблемой повышения качества жилищно-коммунальных услуг. Получается замкнутый круг: потребители не хотят оплачивать услуги, качество которых их не устраивает, а предприятия, в свою очередь, не в состоянии обеспечить надлежащее качество услуг из-за нехватки поступающих денежных средств.
Каждая компания, управляющая домом, применяет свои способы борьбы с должниками: отключает свет, воду, вывешивает объявления с фамилиями неплательщиков. Но самым действенным методом остается выселение неплательщика в квартиру меньшей площади. Большинство должников – работающие люди, но заставлять их платить по счетам приходится такими жесткими мерами. Но в Тольятти такие случаи крайне редки, так как в городе практически нет маневренного жилищного фонда, куда могли бы выселить нерадивых плательщиков.
Поэтому управляющим организациям приходится искать другие способы работы по погашению задолженности населения. Муниципальное предприятие "Департамент ЖКХ" в этой части проводит следующие мероприятия: р Расклейка объявлений на жилые дома и рассылка предупреждений гражданам, в которых содержится информация о задолженности за жилищно-коммунальные услуги; вручение уведомлений под личную роспись должников и проведение с ними разъяснительной беседы; оповещение о задолженности по телефону с помощью голосовой системы "Sprut-Inform"; организация конфликтной комиссии, на которой предоставляется рассрочка оплаты долга; отключение горячего водоснабжения в квартирах должников.
Подробнее хотелось бы остановиться на последнем пункте – отключение ГВС. В основном доступ в квартиры должников для представителей коммунальных служб закрыт, поэтому приходится отключать целый стояк. В результате из-за задолженности за жилищно-коммунальные услуги страдают не только несознательные граждане, но и добросовестные плательщики. Подчеркиваем, это крайние меры, на которые руководство управляющей компании заставляют идти неплательщики.
К вышеперечисленным мероприятиям, которые способствуют повышению сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги, с недавнего времени прибавилось еще одно – проведение рейдов по должникам совместно с судебными приставами. Вступивший в силу в этом году федеральный закон "Об исполнительном производстве" позволяет описывать имущество неплательщиков. Но и здесь специалисты натыкаются на закрытые двери и отказ жителей впускать их в свои квартиры.
Все усилия, которые прилагают организации ЖКХ в работе с должниками, можно было бы направить на улучшение качества предоставляемых населению услуг, но вместо этого день за днем ведется борьба с неплательщиками. Пока тольяттинцы сами не осознают, что постоянная нехватка денежных средств, возникающая из-за долгов за ЖКУ, значительно осложняет работу предприятий ЖКХ, дело с мертвой точки не сдвинется. От поступления платежей жителей зависит и полноценное коммунальное обслуживание, и проведение в доме своевременного текущего и капитального ремонта, и благоустройство придомовых территорий. Однако задолженность неуклонно продолжает расти. TLTnews.ru
|