Создание, ликвидация, реорганизация ЮЛ и ИП. Быстро, качественно, надежно, без отказов, недорого! Тел. 8482 785225
Тольятти-Новости
   
18+
Система Orphus
Программы и акции Кредиты Пластиковые карты Вклады Другие услуги
Больницы Салоны красоты Новости Статьи
Новости Автомобиль Интервью Персоны Результаты Расписание гонок Фотоотчеты Видео Партнерам
10.12.18 14:36

Суд по делу "Тольяттиазота" изучил странные экспертизы цен предприятия

Версия для печати
Фото: iStock Global Images/Ukraine

Комсомольский районный суд Тольятти продолжает рассматривать уголовное дело, по которому в качестве обвиняемых проходят экс-руководители предприятия "Тольяттиазот" и руководители швейцарской компании "Нитрохем Дистрибьюшн".

Всплыл грубый монтаж

В среду, 5 декабря, в суде был допрошен главный бухгалтер "Тольяттихимбанка" Сергей Попов, емкие показания которого вылились в серию ощутимых ударов по гособвинению. Представители прокуратуры, а также потерпевших - пермского предприятия "Уралхим" и миноритария Евгения Седыкина - пытаются доказать, что Сергей Махлай "вручную" управлял деятельностью банка и ряда иностранных компаний-акционеров с 2007 по 2012 годы. Однако Сергей Попов дал показания, исходя из которых такие высосанные из пальца предположения гособвинения были полностью опровергнуты. Впрочем, о качестве "доказательств" можете судить сами, пишет "Площадь свободы".

Главному бухгалтеру было предъявлено электронное "письмо", написанное, во-первых, за пределами периода, интересующего следствие, в 2014 году, якобы от Попова другому сотруднику, но без самого текста письма. К этому документу прилагалось еще одно письмо с непонятной репликой, якобы написанное с одного неизвестного Попову адреса на другой. Оба адреса не имеют никакого отношения к банку. По словам Попова, он лично присутствовал при обыске в его кабинете, сообщив, что такое письмо с его компьютера просто не изымалось и в протоколах дела не может значиться. Адрес отправителя следователь вообще не потрудился привести, вместо этого в графах отправления были указаны ники (имена), никак не связанные с ТХБ.

Поразительный момент: одно из электронных писем, которое, по версии следствия, Сергей Махлай направил в банк, по мнению Попова является банальным монтажом, причем грубым. Дело в том, что в письме указано время "12:25 pm", хотя буквы "pm" и "аm" используются при делении суток на 12 часов, то есть, времени "12:25 pm" просто не существует.

"Это говорит о том, что специалист, выполнявший этот монтаж, плохо учился в школе", - выразил свое мнение Попов.

Запрещено ли помогать клиентам

В паре писем от главного бухгалтера другому сотруднику банка упоминалось имя Сергея Махлая, но, как пояснил Попов, стратегические решения по банку принимались на наблюдательном совете банка, председателем которого Сергей Махлай и являлся. В письме имеется в виду директива наблюдательного совета. Никаких личных распоряжений Махлай Попову никогда не давал.

Одно из писем, написанное с адреса Попова, касалось помощи в заполнении анкет иностранным компаниям, привлекавшимся в банк в качестве новых клиентов. Как пояснил Попов, иностранцы не разбираются в законодательстве РФ, поэтому им сотрудниками банка оказывалась всяческая помощь. В том числе в составлении анкет.

"Мы помогаем вообще всем клиентам, если у них есть какие-то вопросы или они не могут самостоятельно заполнить карты с образцами подписей или анкету, а уж тем более иностранцам, - рассказал Попов. - Это часть нашей работы и выгодно обеим сторонам".

Как пояснил Попов, банк привлекает иностранный капитал, притом в нашу российскую экономику, зарубежные же партнеры находят выгодными российские процентные ставки, которые здесь существенно выше, чем в Еврозоне.

Помимо прочего, Попов сообщил о неприязненных отношениях одного из ранее допрошенных свидетелей обвинения, бывшего заместителя председателя правления банка Алексея Денисова - к руководству "ТХБ". По словам Попова, он знает о конфликте Денисова с руководством "Тольяттихимбанка", сообщив, что Денисов был сокращен в мае 2017 года за неудовлетворительные производственные показатели, ему были выплачены по договоренности с ним же 6 миллионов рублей. После этого бывший руководитель попытался отсудить у банка в двух судах еще более 4 миллионов рублей, но проиграл оба процесса, включая апелляции.

На вопрос гособвинения об источниках свой информированности Сергей Попов сообщил, что он является членом правления банка и ситуация изнутри ему очень хорошо известна. Также он пояснил, что его родная сестра замужем за Денисовым и сведения о неприязни Денисова к банку, Попову А.Е и к нему лично ему хорошо известно. Характеристика Денисову Сергеем Поповым была дана однозначная и конкретная – он непорядочный человек.

Также Попову был задан стандартный в этом процессе вопрос о том, почему на него была оформлена доверенность на представление интересов одной из иностранных компаний-клиента банка на собрании акционеров. Как пояснил Попов, это не запрещено законом, да и вообще в "ТХБ" принято помогать своим клиентам. Тем более, что возможность банка представлять интересы клиентов на территории РФ прописана в депозитарных договорах.

Вопросы по "доверенностям" задали еще двум допрошенным в этот день свидетелям из числа сотрудников "Тольяттихимбанка" - начальнику службы внутреннего контроля Оксане Анисимовой и начальнику кредитного отдела Елене Васяниной. Но обеим предъявили бланки без подписей или, другими словами, листки бумаги, не являющиеся документами. Подобные бумаги, являющиеся просто непонятно кем набранной машинописной информацией, предъявляли в этот день и Попову. Понятно, для суда изучать эти ничего не значащие данные не имеет смысла.

Отношения со швейцарцами были договорными

6 декабря благодаря видеосвязи, установленной с Хорошевским районным судом Москвы, в Комсомольском суде Тольятти была допрошена бывшая специалист по экспорту российского офиса швейцарской компании "Амеропа АГ" Ирина Цибизова. Экс-работник компании рассказала о том, что компания "Нитрохем Дистрибьюшн" приобретала у "Тольяттиазот" аммиак и карбамид. Вообще по словам Цибизовой, "Амеропа" и "Нитрохем" находились в Москве по одному адресу и в одном офисе, и Цибизова фактически не проводила никакой разницы между ними. Сама Цибизова занималась контролем отгрузок закупаемых в Тольятти партий химической продукции и поддерживала переписку между швейцарским офисом "Амеропы" с "ТОАЗом", переводя английские тексты на русский язык для российской стороны и точно также, русские тексты - для швейцарской стороны.

На "Тольяттиазот" Цибизова общалась с экспортным отделом предприятия, через электронные письма и телефонные переговоры. По словам бывшего сотрудника "Амеропы", отношения между швейцарской компанией и "Тольяттиазотом" были договорными. По установлению цен на продукцию "Тольяттиазота" шли постоянные переговоры между заводом и "Нитрохем". Если не удавалось достичь компромисса, то процесс отгрузки товара просто напросто останавливался. Все это вновь опровергает позицию прокуроров и миноритарных акционеров "Тольяттиазот" - "Уралхим" и Седыкина, считающих, что семья Махлаев была полновластным владельцем завода и управляла всей его деятельностью, в том числе экспортом продукции. Если бы это было так, "Тольяттиазоту" не было бы нужды заниматься постоянной перепиской и переговорами со швейцарской стороной – Махлай решил бы все вопросы единолично либо сам договорился бы со швейцарцами. Но все вопросы, в том числе по объемам отгрузок и ценам, определяли профильные специалисты обеих сторон.

Это же подтвердила допрошенная в тот же день начальник отдела таможенного оформления "ТОАЗа", а в свое время бывшая ведущий экономист сектора по импортным поставкам предприятия Галина Решетова. По ее словам, сектор анализировал мировые цены на аммиак и карбамид, а окончательная цена на продукцию "Тольяттиазот" утверждалась ценовым комитетом предприятия, в который входили специалисты нескольких подразделений "ТОАЗа".

В тот же день суд допросил бывшего ведущего экономиста "Тольяттихимбанка", а позже специалиста тольяттинского филиала Московского фондового центра Жанну Орешкину. Последняя компания является регистратором ценных бумаг, хранящим сведения об акционерах порядка двадцати местных предприятий, в том числе, "Тольяттиазот". Ничего полезного, кроме этой замечательной информации, свидетель обвинения сообщить суду не смогла.

Подсказки подсознания

7 декабря суд допросил заместителя директора Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ) Игоря Матвеева. Это специалист, выполнявший исследования об уровне цен продукции "Тольяттиазот" для двух заказчиков – федеральной налоговой службы и некоего таинственного клиента, которого во ВНИКИ не называют. С большой долей вероятности можно предположить, что это потерпевший по данному уголовному делу и рейдер в одном лице компания "Уралхим". Дело в том, что в этих заключениях было выявлено занижение "ТОАЗом" цен на продукцию "более чем на 20% от среднерыночных", что стало одним из оснований для возбуждения данного уголовного дела в 2012 году.

Однако допрос Матвеева показал абсолютную несостоятельность проведенных исследований за его подписью. Начнем с того, что среднемировые цены – это как средняя температура по больнице, о чем сообщил сам свидетель, но сравнивать которую с конкретной ценой на конкретном предприятии некорректно в принципе. Из исследований ВНИКИ следует, что цены на аммиак в разных странах отличаются в разы. Например, в Иордании 600 долларов за тонну, во Франции – 300 долларов. И даже на одном предприятии из-за резких колебаний рынка в один месяц цена может быть 700 долларов за тонну, а в другой – всего 150. Матвеев, кстати, признал, что не включил в свои исследования периоды резких колебаний цен на ТОАЗе, исключив их, хотя "средняя цена по миру" включает в себя все колебания рынка. Почему Матвеев так сделал, он пояснить не смог. Как и тот факт, почему не исследовал периоды, когда "Тольятиазот" отпускал продукцию по ценам выше среднемировых. А такие месяцы тоже были, но исследование их проигнорировало.

В итоге вместо того, чтобы изучить цены на продукцию "ТОАЗа" за все 12 месяцев работы завода, ВНИКИ исследовал от 6 до 9 периодов за год. Согласитесь, очень странная избирательность. При том, что средняя цена продукции за каждый месяц не изучалась. На вопрос суда, почему эти месяцы не были учтены, Матвеев ответил, что "может быть они зависли в воздухе". Разумеется, институт получил за эту интересную работу деньги, и очевидно, что неплохие, но кто выступил в качестве заказчика, и о каких суммах идет речь, Матвеев пояснить не захотел.

Игорь Евгеньевич сообщил, что задание на исследование получил от директора ВНИКИ Андрея Спартака, причем в устной форме. Андрей Николаевич же предоставил своему заместителю данные для исследования. Насколько эти данные полны и насколько соответствуют реальным, Матвеев не сообщил, но признал, что если бы располагал другими или дополнительными данными, результаты исследования могли быть иными.

"Если бы представили мне еще что-то, то это бы повлияло на результат, но в какую сторону, сказать сложно. …где светит фонарь, там мы и побродили, и увидели, так и сделали", - дословно сообщил Игорь Матвеев.

Самое интересное заключается в том, что, по словам представителя ВНИКИ, не существует единой методики исследования уровня цен, эта сфера является "областью научного творчества", и сколько существует специалистов – столько и методик. Действительно, работа ВНИКИ явила собой яркий образец такого "научного творчества". Помимо вышеуказанных моментов выяснилось, что его собственные исследования не учитывают такие важные составляющие как дальность поставки продукции, расходы на транспортировку, а местами даже сравнивает разные марки карбамида. Кроме того, институт анализировал цены на продукцию ТОАЗа зачастую спустя много дней после отгрузки, когда "Тольяттиазот" уже не нес за них никакой ответственности после продажи покупателю, да и вообще цены могли меняться.

ВНИКИ также не учел, что ТОАЗ – единственное предприятие в мире, транспортирующее продукцию через аммиакопровод, что серьезно удешевляет логистику, как не учел и объемы поставок (напомним, ТОАЗ - крупнейший производитель аммиака в России). Несерьезный подход к исследованию ощущался и в ответах Матвеева. Чего стоит одна только фраза "Подсознание мне подсказывает…". Понятно, что об объективности такого исследовании говорить не приходится.

По результатам допроса Игоря Матвеева в необъективности его исследований, казалось, не сомневался никто, даже гособвинение и представители "Уралхима".

Рассмотрение дела продолжится через неделю.   


Возврат к списку

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться
Поделиться: Twitter В контакте Мой мир facebook
Код для блога: Livejournal Livejournal Я.ру Я.ру LiveinternetLivinternet.ru Скопировать код



28.03.2024  В ТГУ разработали методику отслеживания удовлетворённости студентов качеством и сопровождением учебного процесса

27.03.2024  LADA 2107 в феврале лидирует на рынке авто с пробегом

26.03.2024  "Весту" оснастят системой ESP

25.03.2024  На ПМЭФ презентуют седан LADA Iskra

24.03.2024  В России общенациональный траур по погибшим в Crocus City Hall

24.03.2024  Законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ поддержали 63% тольяттинцев

23.03.2024  В Тольятти завершили плановые работы по подготовке технических прудов-накопителей к приему талых вод

22.03.2024  В Тольятти будет создано управление туризма

21.03.2024  В тольяттинский бюджет заложены средства на приоритетные для города расходы

20.03.2024  Пьяный угнал автомобиль нового знакомого и поехал на нем кататься






о серверепартнеры
рекламодателямобратная связь


Все замечания, пожелания и предложения присылайте по адресу. По вопросам размещения рекламы обращайтесь в . Авторские права на дизайн и всю информацию веб-сайта, подбор и расположение материалов принадлежат учредителю ФЭР "Альтернатива". Все права защищены и охраняются законом, при использовании материалов сервера гиперссылка на ИС "Тольятти-Новости" обязательна. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-25259 от 18 августа 2006 года, выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.