Сегодня в столице Самарской области начал работу круглый стол в рамках программы "Диалог" фонда IREX. Его тема – "Право на жизнь: инклюзивное образование в Самарской области".
Существующий в России институт специального образования для детей-инвалидов способствует воспроизводству сложившейся социальной структуры, в которой люди с инвалидностью маргинализированы и депривированы. Ограничены их шансы на получение высшего образования, трудоустройство, полноценную социальную интеграцию. Всё это обрекает многих детей на социальную изоляцию и одиночество.
Поэтому вопрос обучения детей-инвалидов не только на дому и в школах-интернатах, но и в массовых школах стоит столь остро. Самарская область была одной из первых, которая начала активное внедрение модели инклюзивного (интегрированного) образования, ориентированного на обучение детей с особыми нуждами в массовых школах. Для пилотного внедрения были выбраны школы в Тольятти, Новокуйбышевске, Жигулёвске, Чапаевске, информирует "Samara.ru".
В нынешнем году центр "Социальная Механика" подверг детальному анализу самарский сценарий инклюзии. Как правило, система инклюзивного образования внедряется в школах, уже имеющих опыт работы с детьми с особыми нуждами. Так было в Новокуйбышевске, где школа №11 сотрудничала с детским образовательным центром для детей-инвалидов "Светлячок", и в Тольятти, где местная школа уже более 10 лет оказывала образовательные услуги для детей-инвалидов на базе детского реабилитационного центра "Ариадна".
В процессе внедрения инклюзивной модели есть и свои проблемы. Педагоги, не сталкивавшиеся раньше с детьми-инвалидами, в первое время испытывают сложности в общении с ними. Желание родителей о совместном обучении не всегда выполнимо: реальные физические возможности ребёнка не всегда это позволяют. В школах бывает по пять-шесть уроков, так что к концу дня дети-инвалиды обычно начинают чувствовать утомление и недомогание.
Кроме того, не все родители здоровых детей нормально отнеслись к идее совместного обучения. И причина этого не только в стереотипах. Учебный процесс должен быть адаптирован под восприятие детей-инвалидов, которое характеризуется другой скоростью восприятия по сравнению с детьми группы "норма развития". Поэтому возникали опасения относительно успеваемости здоровых детей. Этот вопрос был решен введением нормативов, согласно которым в классе, при общей численности 20-25 человек, должно быть не более 4-5 детей с ограниченными возможностями.
Администрации школ были вынуждены по мере сил преодолевать эти барьеры. В течение учебного года выяснилось, что совместное обучение больных и здоровых детей не оказывает отрицательного воздействия ни на группу здоровых детей, ни на группу детей с особыми нуждами. При этом мотивация к учёбе детей с ограниченными возможностями, по словам педагогов, значительно превысила мотивацию обычных детей.
Сначала наибольшее опасение было связано с отношением здоровых детей к своим сверстникам с особыми нуждами. Однако здесь не возникло почти никаких трудностей. Дети охотно приняли в свою среду новых учеников, помогали в учебе, общались за пределами школы.
Но не всё проходило гладко. Специалисты отметили недостаточную методологическую подготовку процесса. Зачастую внедрение проходило путём проб и ошибок, не были прописаны этапы работы и их последовательность. На ходу приходилось перерабатывать нормативную базу учебного процесса; не всегда вовремя проводились обучающие семинары для персонала школы, родителей и учеников.
Сами школы часто занимают двоякую позицию относительно внедрения инклюзивного образования на своей базе. С одной стороны, в условиях подушевого финансирования, обучение ребенка-инвалида приносит в учебное заведения больше денег, нежели обычного, а с другой, многие педагоги рассматривают это как дополнительную нагрузку при мизерной компенсации.
|